- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ – с последующими изменениями (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»);
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 - с последующими изменениями (далее – Закон «Об образовании»);
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 15.12.98 г. № 57 «О внебюджетных средствах образовательного учреждения»
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 27
Имеет ли право в соответствии с действующим законодательством муниципальное образовательное учреждение принимать благотворительную помощь?
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются добровольные имущественные взносы и пожертвования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона «Об образовании» образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. (см. также пункт 10.6. Устава).
В соответствии с Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 15.12.98 г. № 57 «О внебюджетных средствах образовательного учреждения» в условиях значительного дефицита бюджетных средств руководителям образовательных учреждений рекомендовано активизировать работу по привлечению спонсорских взносов от юридических и физических лиц.
Порядок приема и оформления благотворительной помощи и пожертвований регламентируется ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О благотворительной деятельности», Порядком ведения кассовых операций, Положением о правилах организации наличного денежного обращения.
Согласно статье 1 ФЗ «О благотворительной деятельности» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности» к числу целей благотворительной деятельности относятся, в частности, содействие защите детства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О благотворительной деятельности» Участниками благотворительной деятельности могут быть граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
-бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.
Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (статья 572 ГК РФ) и пожертвования (статья 582 ГК РФ).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (пункт 1 статьи 572 ГК РФ).
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (пункт 1 статьи 582 ГК РФ). Пожертвование – разновидность дарения, характеризуемое достаточно узким субъективным составом одаряемых. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
В качестве предмета пожертвования обозначены вещи или права. Здесь, однако, следует учитывать, что в силу статьи 128 ГК РФ к таким понятиям отнесены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
В соответствии с пактом 2 статьи 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
В соответствии с пактом 3 статьи 582 ГК РФ юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
В каких случаях в соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение обязано заключать письменный договор при приеме благотворительной помощи?
В соответствии с пунктом 1 статьи 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 указанной статьи. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.
Пункт 2 статьи 574 определяет, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
Пункт 3 статьи 574 определяет обязательность письменной формы сделки при дарении недвижимого имущества.
Таким образом, письменный договор дарения заключается образовательным учреждением в следующих случаях:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ;
- договор содержит обещание дарения в будущем;
- предметом договора дарения является недвижимое имущество.
Имеет ли право учредитель образовательного учреждения устанавливать для учреждения особый порядок приема благотворительной помощи, обязательность заключения с жертвователями письменного договора в случаях, когда заключение письменного договора не обязательно, требовать ведение журнала учета договоров пожертвования?
Статьей 13 (подпункт а) пункта 7) Закона «Об образовании» определено, что компетенция учредителя образовательного учреждения устанавливается Уставом образовательного учреждения.
Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно приобретает права и несет обязанности, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона «Об образовании» управление образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Таким образом, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность образовательного учреждения, а учреждение самостоятельно определяет порядок осуществления деятельности в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
· устанавливает порядок приема благотворительной помощи;
· возможность заключения письменных договоров с жертвователями в случаях, когда обязательная письменная форма договора не установлена;
· устанавлив ает порядок и необходимость учета заключенных договоров, в том числе – договоров пожертвования.
Имеет ли право руководитель образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством лично принимать благотворительную помощь и добровольные пожертвования?
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона «Об образовании» непосредственное управление муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (заведующий).
В соответствии со статьей 30 ФЗ «О некоммерческих организациях» текущее руководство деятельностью некоммерческой организации осуществляет исполнительный орган некоммерческий организации (заведующий). К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации (заведующего) относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 8.21 Устава руководитель Учреждения осуществляет непосредственное управление Учреждением, действует на основе единоначалия и решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления (Совет Учреждения, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Попечительский совет) и Учредителя.
Распоряжение денежными средствами (в том числе их получение) к компетенции органов самоуправления Уставом не отнесена. Статьей 13 (подпункт а) пункта 7) Закона «Об образовании» определено, что компетенция учредителя образовательного учреждения устанавливается Уставом образовательного учреждения, в Уставе компетенция Учредителя определена в пункте 8.2, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их получение) к компетенции Учредителя Уставом не отнесена.
Таким образом, на основании вышеизложенного, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их прием), относится к компетенции руководителя образовательного учреждения и осуществляется им лично и/или лицом, уполномоченным руководителем.
Имеет ли право руководитель образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством самостоятельно распоряжаться полученной благотворительной помощью и добровольными пожертвованиями при условии соблюдения целевого назначения взносов?
В соответствии с пунктом 2 статьи 298 ГК РФ учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, учитываемом на отдельном балансе.
В соответствии с пунктом 8.21 Устава руководитель Учреждения осуществляет непосредственное управление Учреждением, действует на основе единоначалия и решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления (Совет Учреждения, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Попечительский совет) и Учредителя.
К компетенции органов самоуправления и Учредителя Уставом право распоряжения внебюджетными денежными средствами Уставом не отнесено.
Таким образом, распоряжение внебюджетными денежными средствами (в том числе их прием) относится к компетенции руководителя образовательного учреждения и осуществляется с учетом целевого назначения пожертвования и/или направляется на ведение уставной деятельности, если жертвователь не указал цель взноса.